Едут, едут по Трёхсвятской наши казаки… Теперь они вместе с полицейскими будут следить за порядком на тверских улицах

Тверских казаков наделили полномочиями патрулировать улицы города вместе с полицейскими. Кроме того, вместе с участковыми и инспекторами по делам несовершеннолетних они будут совершать профилактические рейды и участвовать в охране общественного порядка при проведении культурно-массовых, общественно-политических, религиозных, спортивных и других мероприятиях. Соответствующее соглашение о совместной деятельности 25 октября подписали начальник УМВД города Твери полковник полиции Алексей Комаров и товарищ атамана Тверского Отдельского казачьего общества Юрий Мякеньких.

Как расценивать это?

С одной стороны, прослеживаются определённые исторические параллели. Казачьи формирования в царские времена использовались не только в качестве защитников рубежей империи, но и для охраны порядка внутри страны.  И сегодня наследники казачьих традиций говорят: была же у наших предшественников такая прерогатива,  давайте ее вернем – ничего страшного не случится. Казалось бы, что может быть плохого в участии казачьих формирований в охране порядка, в борьбе с уличными хулиганами?  Полиции такая помощь не помешает. И, действительно, в тех регионах, где сильно развиты казачьи традиции (Краснодарский край, Ставрополье, Ростов-на-Дону) мы можем наблюдать скорее положительную динамику от наделения казаков функциями стражей порядка. Например, на Кубани казаки действенно охраняют общественный порядок в людных местах, на вокзалах и привокзальных территориях. Если поспрашивать местных жителей, то они подтвердят, что с появлением казачьих патрулей на улицах стало спокойнее.

С другой стороны, в биографии войска казачьего есть такие малоприятные моменты, как  участие в черносотенных погромах, и подавление народных бунтов.

А у ныне живущих россиян свежи воспоминания, как в мае прошлого года в Москве и целом ряде других городов России прошли антиправительственные митинги против президента Владимира Путина, и в разгоне митингующих приняли участие люди в казачьей форме. Российские СМИ обошли фотографии и видеокадры, на которых казаки дерутся с участниками митингов. Само участие людей в казачьей форме в разгоне митингов вызвало крайне неоднозначную реакцию в российском обществе. Например, известный журналист Максим Шевченко в знак протеста демонстративно вышел из Совета по правам человека. Такое решение он принял после того, как СПЧ отказался собраться по его предложению на экстренное совещание, посвященное участию казаков в разгоне митингов.

Должно ли вообще государство привлекать казаков к охране общественного порядка наравне с полицией и чем вызвана такая необходимость?  Интерес нынешней российской власти  к казачеству существенно возрос после 2014 года и был связан с событиями на Украине и с активным участием казачества, в первую очередь донских и кубанских казаков, в воссоединении Крыма с Россией и в боевых действиях на Донбассе. Власть стала рассматривать казачество как надежного и боеспособного союзника, выступающего в защиту национальных интересов российского государства.

Естественно, что власти импонирует и поддержка внутренней политики со стороны реестрового казачества, выступающего за курс Президента. Но, опираясь на казачество как на одну из составных частей своей электоральной базы, власть, разумеется ни в коем случае не должна допускать использование этих полувоенизированных формирований для расправы с несогласными. А такая опасность, как показали недавние события, имеет место быть…

Вопросы вызывают и источники финансирования казачьих формирований. Например, в столице деньги казакам дают Министерство культуры РФ и московская мэрия. В ряде СМИ проходила информация, что только с 2017 по 2018 гг. казачьи формирования Москвы получили финансирование от государства на общую сумму 37,6 млн руб., причем эти средства расходовались в том числе и на подготовку казаков к действиям в условиях охраны массовых мероприятий. Если обратиться к тексту Федерального закона 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», то видно, что в нём предусматривается возможность финансирования казачьих обществ из государственного бюджета.

А собственно, «откуда есть пошли»  в нашей неказачьей области казаки? Как утверждают представители современного тверского казачества, в конце 18-го века во время войны со Швецией по приказу императрицы Екатерины в Твери был сформирован первый тверской ямской казачий полк – большую часть его составляли ямщики, но командовали ими казаки. Сначала полк был охранный, потом стал боевым.

И всё же вопрос о целесообразности наделения казаков правоохранительными функциями остаётся открытым. На наш взгляд, руководство УМВД г. Твери поспешило призвать казаков себе на помощь.  Ведь сегодня на федеральном уровне участие казаков в охране тех же общественно-политических мероприятий и прочего юридически до конца не проработано. А значит, официальное привлечение казаков к охране общественного порядка в Твери может привести к превышению полномочий и правовой неразберихе. Не перепутали бы доблестные тверские казаки федеральные законы с законами станичными, позволяющими достаточно широко применять такой исконно казачий атрибут, как нагайка…

С использованием материалов информационных агентств

Фото — из открытых источников


Похожие записи

Оставить комментарий